Назад к списку отзывов
Marginal август 2011 г. , Поморие

В отзыве есть: Развлечения и тусовки, Люди и обычаи, Достопримечательности, Природа и погода, Еда, напитки, курево :)

БОЛГАРСКИЙ ГОРОДОК ПОМОРИЕ – МНОГО ГРЯЗИ, МАЛО МОРЯ

В конце июля – начале августа 2011 года с женой и семилетней дочкой провели отпуск на Черном море в болгарском городке Поморие (Поморье, Pomorie), который находится неподалеку от Бургаса. Текст ниже – о том, как мы прожили в Поморие 12 дней, и о впечатлениях о городе и его обитателях.

ПОДГОТОВКА: ТУРКОМПАНИЯ И КОММЕНТЫ В ИНТЕРНЕТЕ
О приобретении путевок решили позаботиться заранее и пошли в туркомпанию, от которой в 2009 году ездили в Болгарию в Албену, еще в мае. Сотрудница компании, выслушав наши требования относительно места проведения отпуска – тихое место, где можно спокойно отдохнуть с ребенком – предложила нам несколько вариантов. Одним из них была гостиница Interhotel Pomorie (IHP) в городе Поморие, который мы в итоге и выбрали. Нам было заявлено, что там тихо, море плещется прямо под окном номера и девочке не будет скучно.
Большинство отзывов о Поморие, найденных в российском интернете, совпадали со словами сотрудницы турфирмы. Авторы комментариев писали о тихом городке, стареньком, но вполне приличном отеле, большом количестве точек общепита и мест для прогулок и развлечений. Сплошной позитив, в общем. Фотографии тоже были обнадеживающими.
На всякий случай слазил в Google, почитал отзывы на понятных мне иностранных языках. И там все было вполне достойно, мелкие замечания мы отнесли на счет того, что "все люди разные, всем не угодишь".

НОМЕР С ВИДОМ НА ТИНУ
Прилетели в Бургас с незначительным опозданием по вине авиакомпании. В аэропорту нас и еще две семьи встретила представитель турфирмы. На микроавтобусе доехали до старой части города Поморие, который находится примерно в 20 километрах от аэропорта.
Заселились без проблем в старый корпус гостиницы, который, если смотреть на него "в профиль", похож на нос корабля, выходящего в море. Наш номер находился на первом этаже, представляющем собой этаж подвальный, так как центральный вход в гостиницу с улицы находится на третьем этаже. На том же первом этаже находилась и прачечная, со стороны которой в коридор частенько тянуло сырым бельем.
В номере – два кровати, раскладушка для ребенка, тумбовый стол, журнальный столик, пара тумбочек, пуфик, телевизор, холодильник, а также довольно вместительный шкаф-купе в коридорчике. Санузел смежный, с ванной.
Балкон, на котором имелась пара пластиковых стульев, выходил прямо на море, которое круглосуточно убаюкивающее то плескалось, то шумело внизу. Вид налево был очень хорош – море с горами на противоположной стороне залива на горизонте и виднеющимися вдали сухогрузами или суденышками местного парусного клуба.
А вот видок с другой стороны был плоховат. Справа под опорами здания серели давнишние залежи строительного мусора, ближе к центру берег был "украшен" выброшенной прибоем тиной и запутавшимися в ее зеленом месиве пустыми бутылками, резиновыми тапочками и прочей дрянью.
Тину никто не убирал, поэтому она спокойно сохла, тревожимая лишь копошившимися в завалах морской растительности чайками и черными бакланами с длинными гадючьими шеями. Несмотря на большое количество морской флоры, перманентно гниющей и сохнущей под балконом, миазмы от разлагающихся водорослей нас практически не беспокоили. Только всего пару раз, причем исключительно по ночам, в номере отмечалась легкая вонь.

ХОЧЕШЬ ПОХУДЕТЬ – ПИТАЙСЯ В ГОСТИНИЦЕ
Несколько раз ходили на завтрак, который входил в стоимость проживания в гостинице. Насколько можно судить по отзывам в интернете, однообразность питания в болгарских гостиницах уровня трех звезд давно стала притчей во языцех. Но даже на этом фоне так называемый трехзвездочный ресторан гостиницы IHP отличился невероятным безвкусием и унылостью во всех смыслах двух последних слов. На протяжении почти двух недель меню навязываемого заведением завтрака не менялось ни разу. Все блюда были приготовлены до безобразия чудовищно и представляли собой наборы продуктов, которые какие-то обитавшие на кухне бездари пытались скомпоновать по одним им ведомым рецептам. Эти загадочные рататуи умудрялись испортить даже омлет. Особенно потрясла скудость ассортимента овощей и фруктов, которые были представлены помидорами, очищенными от кожуры крупно нарубленными огурцами, почерневшими нарезанными кусками заодно с кожурой бананами и жуткими неформатными апельсинами.
Отведав пару раз кулинарных изыском ресторана IHP, мы в него больше не ходили.
Проходя по холлу гостиницы, где в перерывах между медицинскими процедурами коротали за разговорами время русскоговорящие старички и старушки из России, Украины, Израиля и еще бог весть каких стран, неоднократно слышал, как дедушки и бабушки, у которых путевка включала трехразовое питание в отеле, сокрушались по поводу невкусности и однообразия не только завтраков, но и обедов и ужинов.

ВЕНЕРА ДЯДИ КОЛИ И ЖАДНЫЙ ЛЕНИВЫЙ АКСЕЛЬ
Теперь о том, где мы питались.
Столовались мы у дяди Коли.
Дяде Коле было лет так 45 или 50, буквально у стен нового корпуса IHP он арендовал ресторан Venera, что напротив заведения "Белый медведь". У дяди Коли еда была вкусная, ракия (виноградная водка) разбавлена водой в меру, обслуживание очень хорошее, цены вполне приемлемые. В ресторанчике совсем не жаль было оставить ребятам-официантам чаевые, тем более что практически каждый раз за счет заведения выставлялся стаканчик ракии и буфле или что-нибудь еще сладкое для ребенка. Увы, в следующем году арендатором "Венеры", во дворе которой в фонтане стоит пошловатая статуя девушки явно сомнительной репутации, будет уже другой человек. Дядя Коля решил, что перспектив для развития бизнеса в Болгарии для него нет, и уезжает в Германию, где намерен открыть ресторан балканской кухни. Пожелаем же ему удачи.
В отличие от дяди Коли и его официантов, которые даже с похмелья ради удовлетворения всех приличных желаний клиентов носились по кабаку как ужаленные, в других заведения общественного питания Помория, которые нам выпало несчастье посетить, персонал относился к посетителям крайне философски.
Особенно показателен случай, имевший место в ресторанчике на набережной, которая, если не ошибаюсь, называется Бульваром Яворова. Минут через пять после того, как мы зашли в абсолютно пустой зал, к нам подгребло сомнительное тело. Прочтя бирку на хилой груди юноши, я понял, что дело плохо.
"Аксель".
"Перволяйнен", - тут же пришла на ум фамилия сбитого сталинским соколом финского летчика Акселя из знаменитого советского телесериала "Секретный фарватер".
Акселя из поморского ресторачика, я думаю, удушили бы не только истинные арийцы из экипажа "Летучего голландца", но и терпеливые неторопливые жители Суоми.
Юноша не только очень долго нес к столу невкусную еду, но и попытался при выписке счета автоматически отложить себе на чай почти целый лев (местная валюта, курс фиксированный, один евро равен 1,95 болгарского лева). Свои действия это существо, не способное объяснятся ни на русском ни английском, аргументировало отсутствием сдачи. Видимо осознав, что для нас его блеяние не является аргументом, убогий мальчик вскоре все-таки принес недостающую сдачу. Но память о себе этот дегенерат оставил яркую.

РАКИЯ, ВИНА И МЕРЗКОЕ ПИВО
Пить ракию (ударение на второй слог) в Поморие лучше местного разлива от фирмы Black Sea Gold или "Черноморско злато" по-болгарски. Магазин от компании есть на центральной площади, ассортимент представлен и в большинстве местных магазинов. Критерий выбора прост – чем дороже, тем лучше.
Аналогичная ситуация и с винами. Стоит только помнить, что болгары не пьют полусладкие, а тем более, сладкие вина, считая, что добавление сахара может свидетельствовать лишь и только о низком качестве исходного сырья.
Как и везде, цены в магазинчиках при отелях значительно выше, чем по городу.
Болгарское пиво – дрянь, особенно бутылочное. Импортное пиво в Поморие в старом городе обнаружил только в одном супермаркете, где в продаже имелось средненькое немецкое светлое в стекле по пол-литра. То, что продается под именем транснациональных брендов типа Heineken – местное пойло, разлитое по лицензии. Мерзотное.
В паре мест есть в разлив Staropramen, пить можно, но оно не чешское, однозначно.
Заведения, называемые "бирария", к пивным имеют крайне опосредованное отношение. Это просто закусочные или ресторанчики, в которых обязательно будет разливное пиво, и не более того.
КАК ПРОЙТИ К МОРЮ
Предыстория примерно такого вопроса, который я задал представителю нашей турфирмы на второй день пребывания в Поморие, была следующая.
В день приезда море было неспокойное и спасатели на пляжах вывесили красные флаги, свидетельствующие об опасности купания. (Всего флагов три, помимо красного есть желтый, который говорит о том, что купаться можно, но осторожно, а также зеленый, который свидетельствует, что все прекрасно и можно спокойно плескаться в свое удовольствие). Вечером, оставив жену и дочь обживать номер, я пошел искать ближайший пляж.
Попытки найти место для купания привели меня в жуткое уныние. Ближайший пляж, где вместо песка был полустертый, но, тем не менее, достаточно острый для ног ракушечник, находился рядом с гостиницей "При американеца". Дальше вдоль берега были сплошные камни, с которых купаться ребенку я бы никогда не разрешил.
Как выяснилось на следующий день, и на пляже у отеля имени анонимного пиндоса купаться было нельзя – прямо у берега дно было каменистое, с ямами, острыми камнями и валунами в воде.
В противоположной стороне, по направлению к новой части города с ее многозвездочными современными отелями, вдоль набережной какого-либо подобия пляжа не наблюдалось вообще. Тем не менее, это нисколько не останавливало желающих омыть тела в морской влаге – десятки людей любого пола и возраста ныряли с набережной и пирсов, загорали на каменных скамейках.
В ответ на мой вопрос о том, где же, все-таки, в Поморие можно купаться, представительница турфирмы объяснила, как пройти городскими закоулками на другую сторону полуострова, откуда начинаются "двенадцать километров муниципальных пляжей".
В принципе, от гостиницы IHP пройти на пляжи можно и по диагонали через центр города, но днем это противно, ибо жарко, а при ходьбе по набережной с моря дует какой-никакой, а соленый ветер.

ПЛЯЖИ: ТИНА, ТЕСНОТА, БРЕВНА И БЕТОН
Первый пляж из двенадцатикилометровой полосы общественного песка для отдыха был зелен у кромки как старая рана на коленке – тины на нем было значительно больше, чем под балконом нашего номера в отеле. При этом наличие в полосе прибоя даров моря не смущало ни сотрудников пляжа, активно собиравших за нахождение под убогими, неоднократно покрашенными по старым ошметкам металлическими зонтикам по пять левов, ни отдыхающих различных национальностей. Пользователи пляжа или переступали через завалы из зеленой дряни, или самоотверженно прогребали в ней проходы, ведущие к относительно чистой воде.
На втором пляже тины практически не было. Ее отсутствие с лихвой покрывало наличие людей, количество которых явно превышало пропускную способность данной полосы берега при ее использовании в качестве места отдыха. Дети, матрасы, лежаки, недоеденная вареная кукуруза, сигаретные окурки, крышечки от пивных бутылок и прочие предметы чрезвычайно плотно покрывали песок явно не первой свежести.
На следующем пляже ситуация кардинально не изменилась.
Четвертый пляж отличался от всех предыдущих и последующих торчащими из берега старинными обломками бревен, которые когда-то, видимо, представляли собой нижнюю часть то ли пристани, то ли еще какого-то берегового сооружения. Скорее всего, фаллические символы в виде черных щербатых бревен, до пояса половозрелого мужчины эрегировавшиеся из воды и песка, несколько отпугивали отдыхающих, которых на этом пляже было значительно меньше. К достоинству данного куска берега, на котором мы впоследствии и отдыхали, помимо относительно меньшей многолюдности можно отнести и хорошее морское дно, за исключением отрезка с торчащими из воды головешками, конечно же.
Следующий пляж был бы просто великолепен, но буквально в десяти метрах от уреза воды на прекрасном песчаном дне располагались бетонные останки некоего довольно масштабного сооружения, через которые обосновавшиеся на данном отрезке побережья отдыхающие отважно перебирались, что бы выйти на "большую воду". "Нах", - вспомнил я тут же свой любимый немецкий предлог и пошел дальше по берегу.
Далее в общине Поморие можно было увидеть пару раз пятилевовые зонтики на фоне разрухи и штук пять бесплатных пляжей, мерзких и неприбранных, как утренний бомж на трех вокзалах столицы нашей великой родины.
Идти дальше было бессмысленно и лениво, поэтому я выбрался с берега на дорогу и пошел обратно. Полоса асфальта шла вдоль уникального соленого озера, внесенного то ли в список ЮНЕСКО, то ли еще какой международной организации. Дабы мерзкие отдыхающие не подгадили памятник всемирного наследия, водоем был отгорожен от дороги бетонными столбами высотой около двух метров с заботливо натянутой между ними колючей проволокой.
С противоположенной стороны от вонявшего птичьими испражнениями и прочими "сероводоворотами" озера тянулись отстроенные еще в годы "проклятого социалистического прошлого" турбазы с ехидно выгладывавшими на дорогу через полупорушенные заборы рядами коллективных ногомойников и подозрительных с точи зрения санитарии сортиров и душевых. Данные комплексы сооружений, если верить приделанным к полусгнившим воротцам табличкам, болгарские власти признали отелями категории "одна звезда". Из числа обитателей этих убожеств мне особенно запомнился дядька лет так пятидесяти, который мылся под душем, устроенным почему-то прямо у внешнего ограждения одного такого отеля. Дабы не смущать народ своим экстравагантным нудизмом, мужичок по мере возможности прикрывал свою наготу натянутыми на ржавых прутьях целлофановыми одноразовыми скатертями.

ЦЕНТР РАЗРУХИ И ЕЖЕВЕЧЕРНИЙ УГАР "ПЕРВОМАЯ"
Сам город Поморие достаточно неприятен своей какой-то всеобщей неприбранностью, неухоженностью и тотальной расхлябанностью. Стены многих домов неоштукатурены, с других жилищ что-то мерзкое норовит насыпаться на голову, в балконах и крышах зияют провалы и дыры. Мостовые покрыты или старой криво уложенной плиткой или таким же сильно неновым потрескавшимся асфальтом.
Центр вечерней "культурной жизни" – пешеходная улица в центре города. Наплыв желающих на людей поглазеть и себя показать к 21.00 по местному времени достигает явно избыточной концентрации. Действо напоминает первомайскую демонстрацию в СССР, не хватает только объявлений диктора в "матюгальник" типа "Идет колонна трудящихся Ленинского района".
По всему городу, особенно в кварталах, прилегающих к берегу, идет стройка. Строят дома на продажу и отели. Большинство объявлений о продаже – на русском, цены за квадратный метр по московским или подмосковным меркам вызывают умиление. При этом лично у меня в голове постоянно возникали два вопроса – отстроят ли инвесторы этого коммерческого зодчества объекты инфраструктуры, особенно дороги, и сделают ли новые пляжи для тех, кто купит в Поморие квадратные метры. Уверенности в том, что на оба вопроса будут даны положительные ответы, у меня за время пребывания в черноморском городке не появилось.

КУДА ПОЙТИ С РЕБЕНКОМ
Некуда!
В так называемом "парке аттракционов" на пешеходной улице в центре города – автодром с машинками советских времен, "тошнилкины качельки" подозрительно скрипящего агрегата Extreame, каруселька для самых маленьких, батуты, трясущаяся кабинка аттракциона Virtual Flight.
На берегу моря из развлечений для детей – большие надувные шары для прогулок по воде. Оперирует ими пара ленивых юношей, которые работают исключительно с 09.00 до 14.00. После двух пополудни даже попытки дать тормознутым мальчикам бОльшую, чем в прейскуранте, сумму не приводят ни к чему. Леность их не знает предела, глупость тоже.

КАЛОЛЕЧЕНИЕ В СОЛИ ПОД ПРИСМОТРОМ РЕДКИХ ПТИЦ
Единственный научно-культурный, да и вообще, общечеловеческий объект в Поморие, который вызвал исключительно положительные эмоции, это Центр природы на Соленом озере (Pomorie Lake Visitors' Center). Замечательная экспозиция, посвященная, в основном, птицам, обитающем на уникальном озере, новое прекрасно оснащенное здание, построенное на деньги и, видимо, под контролем Евросоюза, доброжелательные сотрудники, хорошо владеющие иностранными языками. Посетите – не пожалеете.
Центр находится рядом с Музеем соли. Это учреждение создавалось на деньги муниципалитета. Экспозиция в нем – "на троечку".
А вот то, что окружает оба объекта иначе как бардаком и помойкой назвать нельзя. Территория бывших соляных разработок и какой-то промзоны замусорена строительными отходами со всего города и загажена всякой дрянью сверх меры. Идти в музей соли и центр природы от набережной по ухабистой грунтовой дороге среди куч битых кирпичей, ржавой арматуры и другого хлама просто противно. Можно, конечно, подойти и со стороны стадиона, там дорога хотя бы асфальтирована. Но вид будет прежний – индустриальный ландшафт, подвергшийся масштабному разрушению.
На территории музея соли находится и "мекка" любителей самостийного исцеления грязью, которая образуется в Соленом озере в результате массового активного испражнения охраняемых международным и европейским сообществом редких птах. Данная субстанция считается чрезвычайно полезной при лечении многих болезней.
В одном из бывших соляных испарителей адепты и неофиты калолечения, а именно так данная процедура называется по-болгарски, не только распихивают вонючую черную массу в бутылки, банки и прочую тару, но и мажутся продуктами разложения микроорганизмов в отдельных местах или по всей поверхности страдающих и не очень тел. Потом похожие на чертей-трубочистов гомосапиенсы различного пола и возраста бродят по окрестностям и пляжам в ожидании эффекта от "лечения".

ЗАГАДОЧНАЯ НОСТАЛЬГИЯ ПО КОЙКОМЕСТУ НА ЧЕРДАКЕ
На мой взгляд, отдых в Поморие – это продукт исключительно для внутриболгарского употребления. Приезжающие в город жители других районов страны охотно снимают койкоместа на чердаках, в гаражах и под навесами, весело готовят на улице на общих кухнях и по ночам пьют вино в закутках хозяйских двориков среди проеденных коррозией советских "Волг" и "Москвичей-2141". То ли менталитет у них такой, то ли тоска по "проклятому прошлому" заела, то ли патологическая бережливость вопиет, то ли еще что…. Объяснить данное явление я не могу, да и ни к чему мне все это, я же не этнолог.
Просто я считаю, что в наше время, когда за сравнительно небольшие деньги можно прекрасно провести время в достаточно отдаленных уголках голубого шарика, тратить средства и драгоценные сутки отпуска на унылое времяпрепровождение в неустроенном болгарском захолустье, обитатели которого до сих пор не научились или ленятся работать на туристов, не совсем разумно.
При этом я нисколько не призываю бойкотировать Болгарию как место отдыха вообще, ибо есть в этой стране места, где можно замечательно провести отпуск. Просто эти места надо более тщательно выбирать :-).